Положение об оказании логопедической помощи

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
К УТВЕРЖДЕНИЮ
протокол педсовета № 1
от «26» августа 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ «Школа № 22»
от «26» августа 2020г. № 296

Положение
об оказании логопедической помощи
1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи (далее – Положение) в МАОУ
«Школа № 22» (далее – Школа) регламентирует деятельность Школы по оказанию
логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и/или письменной
речи (далее – обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных
программ, в том числе адаптированных.
Положение разработано в соответствии с нормативными актами:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки
от 30.08.2013 № 1015;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения от 31.07.2013 № 373;
- примерным положением об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75;
– уставом школы.
1.2. Настоящее Положение целью организации логопедической помощи в Школе
определяет создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации
обучающихся посредством логопедического сопровождения.
2. Задачи Школы
2.1. Организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся.
2.2. Организация и проведение логопедических занятий с обучающимися с
выявленными нарушениями речи.
2.3. Организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам.
2.4. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
3. Порядок оказания логопедической помощи в Школе
3.1. Логопедическая помощь в Школе организована в соответствии с настоящим
Положением, утвержденным приказом директора.
3.2. В Школе ведется документация согласно приложению 1.
Ответственность за хранение документации несут учителя-логопеды учебных

корпусов Школы.
Хранение документации осуществляется в течение трех лет с момента завершения
оказания логопедической помощи.
Местом хранения определяются кабинеты учителей-логопедов учебных корпусов.
По истечении срока хранения документация подлежит уничтожению.
3.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется настоящим
Положением, исходя из:
- количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета
1 штатная единица учителя-логопеда на 6 - 12 указанных обучающихся;
- количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) и/или ПМПК с рекомендациями об организации и проведении
коррекционных занятий с учителем-логопедом из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
- количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителемлогопедом Школы, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25
таких обучающихся.
3.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании согласия и личного
заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
(приложения 2, 3).
3.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих
нарушения устной и/или письменной речи и получающих логопедическую помощь с
целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и
другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
устной и/или письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических
мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (приложение 4) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения
устной и/или письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После
получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические
мероприятия с учетом пункта 3.4 Положения.
3.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года.

Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного
ребенка.
3.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и/ или
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность занятий определяется
учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого
нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
3.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
Школы.
3.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и
результатов логопедической диагностики.
3.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных
с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям (приложение 5).
3.11. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов)
предполагает информирование участников образовательного процесса о задачах,
специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы с
обучающимися.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
- постоянно действующей консультативной службы для родителей (законных
представителей);
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников Школы;
- информационных стендов.
4. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного
образования
4.1. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, разновозрастных групп, дети, осваивающие образовательные программы
дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном
лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать
Школу, получающие образование на дому, в медицинских организациях, имеющие
нарушения в развитии устной речи.
4.2. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом
3.5 Положения.
4.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных
занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и/или ПМПК с рекомендациями
о проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом, определяется

выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий
в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и
(или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной ППк.
При организации логопедической помощи детям раннего возраста занятия могут
проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по
вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды
и обеспечения социальной ситуации развития.
4.4. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
• для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
• для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
• для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
• для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
• для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
4.5. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, не более 12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и/или ПМПК с рекомендациями
о проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом, не более 12 человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы
определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения,
разработанной ППк.
5. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования
5.1. Учащиеся могут получать логопедическую помощь независимо от формы
получения образования и формы обучения.
5.2. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования,
определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной
основной общеобразовательной программы и составляет (в форме групповых и (или)
индивидуальных занятий) не менее трех логопедических занятий в неделю для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических
занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ;
2) для учащихся, имеющих заключение ППк и/или ПМПК с рекомендациями о
проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом, определяется выраженностью
речевого нарушения и составляет (в форме групповых и индивидуальных занятий) не
менее двух логопедических занятий в неделю;
3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по
итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или)

индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной ППк.
5.2. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
• в 1 (дополнительном) - 1 классах - групповое занятие - 35 - 40 мин,
индивидуальное - 20 - 40 мин;
• во 2 - 11 (12) классах - групповое занятие - 40 - 45 мин, индивидуальное - 20 - 45
мин.
5.3. Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий:
1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования,
не более 6 - 8 человек;
2) для учащихся, имеющих заключение ППк и/или ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
не более 6 - 8 человек;
3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный по
итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется
программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной ППк.

Приложение 1
Документация Школы при оказании логопедической помощи
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую
помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение 2

Директору МАОУ «Школа № 22»
А.А. Лопаревой
от ___________________________
Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем) _______________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
«____» ________________ 20__ г. ___________________/____________________________/
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение 3

Директору МАОУ «Школа № 22»
А.А. Лопаревой
от ___________________________
Заявление
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
___________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) ___________________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями (нужное подчеркнуть)
• психолого-медико-педагогической комиссии,
• психолого-педагогического консилиума,
• учителя-логопеда.
«___»________________ 20__ г. __________________/_____________________________/
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение 4
Педагогическая характеристика
на обучающегося ___________________________________________________
(ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в группе/классе;
2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);
3. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
4. на дому;
5. в медицинской организации;
6. в форме семейного образования;
7. сетевая форма реализации образовательных программ;
8. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных
классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников;
конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное
обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и
др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для
обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение
целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне
незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку
протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество
деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр.
(высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с
очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.

3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку,
факты
дополнительных
(оплачиваемых
родителями
(законными
представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом,
репетиторство).
4.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем
начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
5. Характеристики взросления:
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих
переживаний - например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься
из-за нехватки средств и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их
выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный,
изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося
(приоритетная, второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени
по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно,
сформирована "на словах");
- самооценка;
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся
причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты
контрольных работ и другое).
«___»________________ 20__ г. __________________/_____________________________/
(подпись)
(расшифровка подписи)
Учитель-логопед, принявший обращение: ________________________________________
(указать ФИО)
Результат обращения:
«___»____________ 20__ г. _____________________________________________________
_______________/_____________________________/
(подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение 5

Рекомендации
по оснащению помещений для логопедических занятий
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающими трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону
коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактического
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону
учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной
детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных,
психофизических и речевых потребностей детей.
При
оснащении
игровой
зоны
рекомендуется
предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей
детей.
2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать
рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и
сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактического
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону
учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для
проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами
дополнительного
освещения,
настенным
зеркалом,
учебными
пособиями,
индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.
При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей
обучающихся.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».