Аннотация Литература_10-11 класс

Аннотация
Программа по литературе среднего общего образования
(10-11 классы)
Литература способствует формированию духовного облика и нравственных
ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в
становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные
произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое
освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на
читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как
национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10–11 классах составляют
чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной
литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века с целью формирования
целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его
анализировать и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся, их литературным развитием, жизненным и читательским опытом.
Литературное образование на уровне среднего общего образования преемственно
с учебным предметом «Литература» на уровне основного общего образования,
происходит углубление межпредметных связей с русским языком и учебными
предметами предметной области «Общественно-научные предметы», что
способствует
развитию
речи,
историзма
мышления,
формированию
художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
В федеральной рабочей программе по литературе учтены все этапы
российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала
ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов
России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся
перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и
направлены на достижение планируемых результатов обучения литературе.
Цели изучения литературы на уровне среднего общего образования состоят
в: – сформированности чувства причастности к отечественным культурным
традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и
уважительного отношения к другим культурам; – развитии ценностно-смысловой
сферы личности на основе высоких этических идеалов; – осознании ценностного
отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между
языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и

устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому
литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры,
базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в
литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей
языка художественных текстов и способствует совершенствованию устной и
письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов.
Достижение целей изучения литературы возможно при комплексном
решении учебных и воспитательных задач, стоящих на уровне среднего общего
образования и сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным
традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением
в языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения
к литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в приобщении
обучающихся к лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй
половины ХIХ – начала ХХI века, воспитании уважения к отечественной
классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену,
освоении в ходе изучения литературы духовного опыта человечества, этиконравственных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных
традиций и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как
средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения к
ним, приобщением к российскому литературному наследию и через него – к
традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры,
ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении художественных
произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблем
произведений русской, мировой классической и современной литературы, в том
числе литератур народов России, а также на формирование потребности в
досуговом чтении и умение составлять программы собственной читательской
деятельности, участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих
повышению интереса к литературе, чтению, образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением
современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания
литературных
текстов,
самостоятельного
истолкования
прочитанного,
направлены на развитие умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого с учѐтом историко-литературной
обусловленности, культурного контекста и связей с современностью с
использованием теоретико-литературных знаний и представления об историколитературном процессе. Кроме того, эти задачи связаны с развитием
представления о специфике литературы как вида искусства и умением
сопоставлять произведения русской и мировой литературы и сравнивать их с

художественными интерпретациями в других видах искусств, с выявлением
взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного
произведения, а также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению
художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности и в
дальнейшей жизни, направлены на расширение представлений об изобразительновыразительных возможностях русского языка в литературных текстах, овладение
разными способами информационной переработки текстов с использованием
важнейших литературных ресурсов, в том числе в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет).
В соответствии с ФГОС СОО литература является обязательным предметом
на данном уровне образования.
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературы, – 204 часа:
в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».