Аннотации к рабочим программам СОО

Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана
основной образовательной программы среднего общего образования
(10–11 классы)
2023-2024 учебный год
Предмет
Русский язык

Литература

Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также Рабочей программы
воспитания, с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части ООП СОО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка
межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической
принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных
разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и
эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность
социализации личности и возможности ее самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень
молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего
образования. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной
культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения,
навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. В содержании программы выделяется три
сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура речи».
На изучение русского языка на ступени среднего общего образования отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по литературе на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также Рабочей программы воспитания, с учетом
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№ 637-р (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2016, № 17, ст.2424) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП
СОО. Основу содержания литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ - начала ХХI века с целью
формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать и
интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием,
жизненным и читательским опытом. В федеральной рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены этапы

История

Обществознание

российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ - начала ХХI века, представлены разделы,
включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Учебный предмет «Литература» на уровне среднего общего образования преемственен по отношению к учебному
предмету «Литература» на уровне основного общего образования. В 10 классах на изучение учебного предмета
«Литература» (углубленный уровень) отводится 136 часов (4 часа в неделю); в 11 классах на изучение учебного
предмета «Литература» (базовый уровень) – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по истории на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также Рабочей программы воспитания, и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ООП СОО.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и
понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического
опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные
умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной
картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада
каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по
отношению к прошлому и настоящему Отечества.
На изучение истории на ступени среднего общего образования (базовый уровень) отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного общего образования составлена на
основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
ФГОС ООО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание», а также с учетом федеральной программы воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его
развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству,
приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания различных источников
социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые
сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их. Изучение учебного предмета «Обществознание»
содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и
утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию
своего места в обществе. Общее количество учебных часов на два года обучения составляет 136 часов. Учебным
планом на изучениеобществознания отводится в 10-11 классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях.

География

Основы
безопасности
жизнедеятельности

Рабочая программа учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также на основе характеристики
планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся,
представленной в Рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации
обязательной части образовательной программы среднего общего образования. Учебный предмет «География» на
уровне среднего общего образования - предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально
ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о
размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и
социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии на уровне среднего общего образования является базой для реализации краеведческого
подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым
звеном в системе непрерывного географического образования.
На изучение учебного предмета «География» отводится 68 часов: по одному часу в неделю при34 учебных неделях.
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе требований к
результатам освоения программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, Рабочей программы
воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и
предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.
Программа обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании учебного предмета ОБЖ,
системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области
безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; предполагает освоение
содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная
ситуация, чрезвычайная ситуация – и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного
поведения в повседневной жизни с учѐтом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и
информационной сферах.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение выпускниками
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными потребностями личности,
общества и государства.
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования
рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных
модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «Предвидеть опасность, по
возможности ее избегать, при необходимости безопасно действовать».
В программе ОБЖ содержание учебного предмета структурно представлено десятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и
преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
Модуль № 1. «Основы комплексной безопасности».
Модуль № 2. «Основы обороны государства».
Модуль № 3. «Военно-профессиональная деятельность».
Модуль № 4. «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций».

Модуль № 5. «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность».
Модуль № 6. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
Модуль № 7. «Основы здорового образа жизни».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Элементы начальной военной подготовки».
128.2.4.2. Вариант 2.
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе».
Модуль № 2 «Безопасность в быту».
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте».
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде».
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний».
Модуль № 7 «Безопасность в социуме».
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья
населения».
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (1 час в
неделю) в 10—11 классах.
Для формирования практических навыков в области военной службы в соответствии с Приказом Министра обороны
Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24 02 2010 «Об
утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области
обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего
образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального
образования и учебных пунктах» организуются учебные сборы. На учебные сборы отводятся 5 дней
продолжительностью 35 часов.
Иностранный язык Рабочая программа среднего общего образования по иностранному (английскому) языку (базовый уровень) составлена
на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в
(английский)
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями), федеральной образовательной
программы среднего общего образования с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания,
представленных в Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому) языку (одобрено решением ФУМО
от 12 04 2021 г , Протокол №1/21), а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представлен- ной в федеральной рабочей
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 12 06 2020 г ).
Рабочая программа учитывает особенности изучения английского языка, исходя из его лингвистических особенностей
и структуры русского языка обучающихся, межпредметных связей иностранного (английского) языка с содержанием
других общеобразовательных предметов, изучаемых в 10—11 классах, а также с учѐтом возрастных особенностей

Математика

обучающихся. В рабочей программе для старшей ступени средней общеобразовательной школы предусмотрено
дальнейшее совершенствование сформированных иноязычных речевых умений обучающихся и использование ими
языковых средств, представленных в примерных рабочих программах начального общего и основного общего
образования, что обеспечивает преемственность между этапами общего образования английскому языку. При этом
содержание примерной программы среднего общего образования имеет особенности, обусловленные задачами
развития, обучения и воспитания обучающихся заданными социальными требованиями к уровню развития их
личностных и познавательных качеств, предметным содержанием системы среднего общего образования, а также
возрастными психологическими особенностями обучающихся 16—17 лет.
Рабочая программа предмета «Второй иностранный язык (английский)» для гуманитарного профиля реализуется на
основе УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы О.В.
Афанасьева, Д. Дули и др.). К завершению обучения в средней школе планируется достижение учащимися 11 класса
уровня подготовки по английскому языку по четырем коммуникативным компетенциям – аудировании, чтении,
письме и говорении, соответствующего уровню В1/В2.
На ступени среднего общего образования на изучение предмета «Английский язык» отводится 204 часа (3 часа в
неделю): 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю); 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» базового уровня для обучающихся 10—11 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с
учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского
образования Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для
саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
личности обучающихся.
В рабочей программе учтены идеи и положения «Концепции развития математического образования в Российской
Федерации». В соответствии с названием концепции, математическое образование должно, в частности, предоставлять
каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей
успешной жизни в обществе. Основные линии содержания курса математики в 10-11 классах: «Числа и вычисления»,
«Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа»,
«Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и
статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не
независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии.
Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
требование «владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение формулировать определения,
аксиомы и теоремы, применять их, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач» относится ко всем
курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на уровнесреднего образования.
Настоящей рабочей программой предусматривается изучение учебного предмета «Математика» в рамках трѐх
учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Формирование логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения в старшей школе, а элементы
логики включаются в содержание всех названных выше курсов. В учебном плане на изучение математики в 10—11
классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 350 учебных часов: 10 класс –
170 часов (5 часов в неделю); 11 класс – 170 часов (5 часов в неделю).

Информатика

Биология

Физика

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на базовом уровне составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего, а также Рабочей программы воспитания.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы в первую очередь на общую
функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития, которые
включают в себя:
● понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметнойобласти;
● умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной
предметной области;
● осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с
другими областями знания.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы. Согласно основной
образовательной программе среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11
классах отводится 68 часов учебного времени (1 час в неделю).
Рабочая программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень) составлена на основе Федерального
закона от 29.1 .2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и
основных положений рабочей программы воспитания.
Структурирование содержания учебного материала в программе осуществлено с учетом приоритетного значениязнаний
об отличительных особенностях живой природы, о ее уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в
структуре учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы
научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Система и
многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
На ее изучение отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах.
Рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (базовый уровень) составлена на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также с учетом
федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной картины мира учащихся 10—11 классов
при обучении их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа соответствует
требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а также
учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с естественно-научными учебными предметами.
Стержневыми элементами курса физики средней школы являются физические теории (формирование представлений о
структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в современных
представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных явлений и процессов).
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательным предметом на уровне среднего общего образования.
Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объеме 136 часов за два года обучения по 2
часа в неделю.

Химия

Физическая
культура

Рабочая программа среднего общего образования по химии (базовый уровень) составлена на основе Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с учетом «Концепции преподавания
учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания.
Химическое образование в школе является базовым по отношению к системе химического образования, реализует
присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают государственные, общественные
и индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «Химия». В ходе изучения предмета учащиеся познакомятся с основами
органической химии. Получат базовые представления о номенклатуре, изомерии, способах получения и химических
свойствах органических соединений различных классов. Также учащиеся познакомятся на базовом уровне с
различными областями применения органических веществ, в том числе полимеров. Составляющими предмета
«Химия» являются базовые курсы — «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия», основным
компонентом содержания которых являются основы базовой науки: система знаний по неорганической химии (с
включением знаний из общей химии) и органической
химии. Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего
многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии. На ступени среднего общего образования
на изучение химии отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю.
Рабочая программа по физической культуре на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований
к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 10—11 классов общеобразовательных организаций
представляет собой методически оформленную концепцию требований Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования и раскрывает их реализацию через конкретное содержание.
Общий объем часов, отведенных на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в средней
общеобразовательной школе, составляет 204 часа (3 часа в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».