Аннотация ОДНКНР_5-6 класс

Аннотация
Программа учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(5-6 классы)
Программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (ОДНКНР) составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных во ФГОС ООО, с учетом федеральной программы воспитания для
общеобразовательных организаций.
В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с ФГОС НОО, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на уровне
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных
связей. Также в программе по ОДНКНР учитывается, что данная дисциплина носит
культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что
именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской
гражданской
идентичности
на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей – важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как
значимой части культурного и исторического наследия народов России – один из
ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих
дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию
гражданской идентичности у подрастающих поколений.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм граждан.
Ответственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовнонравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития
обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности – образ будущего нашей страны,
который формируется с учѐтом национальных и стратегических приоритетов
российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России,
духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей ее истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественнонаучных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях
развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории
российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной
культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного

коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные
духовно-нравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс
формируется и преподаѐтся в соответствии с принципами культурологичности и
культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации,
соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса, обучающиеся получают представление о
существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, еѐ
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических
чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование
исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в
целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для
всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными
ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть
малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к
которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых
акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной
дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость
освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению
научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным
феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего
развития для 5–6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям
обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных
предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной
области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и
надконфессионального
гражданского
единства
народов
России
как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный
принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовнонравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом
развитии.

Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся
через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессов
этноконфессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных
культур; создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к
осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации; формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного
общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности
и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог
при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы,
истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений,
оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
- формирование
патриотизма
как
формы
гражданского
самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание
важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания
общества в целом.
Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главных
целей основного общего образования, способствуя:
- расширению
и
систематизации
знаний
и
представлений
обучающихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных

ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики,
окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России,
их роли в развитии современного общества; - формированию основ морали и
нравственности, воплощѐнных в семейных, этнокультурных и религиозных
ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
- воспитанию
патриотизма,
уважения
к
истории,
языку,
культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России,
толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить
ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты,
способствующие взаимному обогащению культур; пробуждению интереса к
культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству,
взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
- осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических
мотивов над потребительскими и эгоистическими; раскрытию природы духовнонравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и
духовность;
- формированию ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций,
способствующих развитию общества в целом; получению научных представлений о
культуре и ее функциях, особенностях взаимодействия с социальными
институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении
социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном
обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания
главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
- развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в отборе,
использовании и структурировании
информации,
а также возможностей
для активной самостоятельной познавательной деятельности.
В соответствии с ФГОС ООО предметная область ОДНКНР является
обязательной для изучения. Программа направлена на изучение курса ОДНКНР в 5–
6 классах.
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, – 68
часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».