Пояснительная записка 1. 1.1. Особенности организации внеурочной деятельности в 2024- 2025 План внеурочной деятельности МАОУ «Школа № 22» обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС СОО и определяет общий и максимальный объём нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и формы внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы среднего общего образования. Количество часов, выделяемое на внеурочную деятельность, составляет за 2 года обучения 680 часов. План внеурочной деятельности включает занятия в формах, отличных от классно-урочных: сетевые общества, конкурсы, фестивали, акции, соревнования, экскурсии, походы, кружки, секции, клубы, конференции, диспуты, школьные научные общества, хоровые студии, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики (в том числе волонтерская деятельность), военно-патриотические объединения и т.д. – на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. План внеурочной деятельности предполагает оптимизационную модель. В её реализации принимают участие все педагогические работники образовательного учреждения. Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволят обучающимся раскрыть свои интеллектуальные, спортивные, творческие способности и интересы. Занятия проводятся на базе школы в учебных кабинетах, в спортивном зале, в актовом зале, а также за пределами школы, используя культурно- 2 образовательное пространство города, театры, улицы города, музеи, выставки, памятные места, учреждения НПО, СПО, ВУЗов. Таким образом, план внеурочной деятельности на 2024-2025 учебный год создает условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует профессиональному самоопределению учащихся с учётом возможностей образовательной организации и педагогического коллектива МАОУ «Школа № 22». 1.2. Нормативная база Нормативно-правовой и документальной основой плана внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в МАОУ «Школа № 22» на 2024-2025 учебный год являются: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 288; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»; 4. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 3 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (СанПиН 1.2.3685-21); 8. Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; 9. Письмо Минпросвещения России от 17.08.2023 № ДГ-1773/05 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного организациях Российской минимума Федерации, в реализующих образовательных образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Порядком реализации профориентационного организациях Российской минимума Федерации, в реализующих образовательных образовательные программы основного общего и среднего общего образования в 2023/2024 учебном году», утв. Фондом Гуманитарных Проектов 14.07.2023); 10. Основная общеобразовательная программа среднего общего образования МАОУ «Школа № 22»; 11. Устав МАОУ «Школа № 22»; 12. Программа воспитания МАОУ «Школа № 22» 13. Положение об организации внеурочной деятельности МАОУ «Школа № 22». 4 2. Содержательное наполнение внеурочной деятельности Под внеурочной деятельностью при реализации понимается образовательная деятельность, ФГОС СОО осуществляемая в формах, отличных от урочной и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ среднего общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в совокупности дает значительный воспитательный эффект. Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. 5 Задачи внеурочной деятельности: 1. расширение кругозора и рамок общения в социуме; 2. раскрытие интересов, склонностей, способностей, обучающихся к различным видам деятельности; 3. создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности и реализации на практике приобретенных знаний, умений и навыков; 4. развитие навыков целеполагания, организаторских способностей, социальной активности, опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; 5. развитие навыков, направленных на профессиональное самоопределение; 6. достижение личностных и метапредметных результатов. 7. развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни; 8. создание условия для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. В школе созданы условия для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, для самовыражения, самореализации, самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления. Создана здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение санитарно эпидемиологических правил и нормативов, включающая рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. 6 Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей в формах, отличных от урочной системы обучения. 3. Планируемые результаты реализации программ внеурочной деятельности Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе и соответствуют планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования, программы воспитания. К предметным и метапредметным результатам освоения образовательных программ по программам внеурочной деятельности, дополнительного образования относятся: результаты участия в олимпиадах и иных интеллектуальных, профессиональных и творческих конкурах, профи - квестах; результаты участия в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях; сдача норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне»; достижение обучающимися функциональной грамотности; предварительное профессиональное самоопределение. К личностным образовательным результатам относятся: усвоение обучающимся социально значимых знаний (знаний норм и традиций общества, в котором он живет); развитие социально значимых отношений обучающегося (позитивных отношений к тем объектам и явлениям окружающего мира, которые считаются в этом обществе ценностями); приобретение обучающимся опыта осуществления социально значимых действий, ориентированных на сохранение и развитие того, что в обществе признается ценностями; толерантность в отношении других культур, народов, религий; 7 самостоятельность в социально – и личностно значимых ситуациях; опыт проектирования своей социальной роли; осознание и развитие личностных смыслов учения; готовность и способность к самообразованию, профессиональному самоопределению; участие в работе органов ученического самоуправления; осуществление волонтерской (добровольческой деятельности). Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. В ходе реализации планирования внеурочной деятельности учащиеся получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, развивают свою коммуникативную культуру. Обучающиеся ориентированы на: - формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; - приобретение школьниками опыта приобретение учащимися социального опыта; - самостоятельного общественного действия. В определении содержания планирования внеурочной деятельности школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей. В соответствии с образовательной программой, внеурочная деятельность должна иметь следующие результаты: - достижение обучающимися функциональной грамотности; - формирование познавательной мотивации, определяющей постановку образования; - успешное овладение учебного предмета учебного плана; 8 - предварительное профессиональное самоопределение; - высокие коммуникативные навыки; - сохранность физического здоровья учащихся в условиях школы. 4. Состав и структура направлений внеурочной деятельности План внеурочной деятельности включает регулярные внеурочные занятия, которые проводятся с четко фиксируемой периодичностью и в четко установленное время (в определенные дни недели и в определенные часы) в соответствии с расписанием занятий внеурочной деятельности, и нерегулярные внеурочные занятия, которые планируются и реализуются в соответствии с планом воспитательной работы МАОУ «Школа № 22» С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ среднего общего образования при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрена часть, информационно-просветительские занятия рекомендуемая для всех обучающихся: 1 час в неделю, на патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок) Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. 9 1 час в неделю, на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Мой Пермский край». Основная цель: углубление знаний обучающихся по вопросам краеведения родного края. Основные задачи: приобщение обучающихся к истории и традициям Пермского края; развитие у школьников способности эстетического восприятия и оценки Пермского края и; воспитание гражданской идейнонравственной, патриотической позиции обучающихся. 1 час в неделю, на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная грамотности задача: формирование школьников: читательской, и развитие функциональной математической, естественно- научной, финансовой, направленной на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. 1 час в неделю, на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства). Профминимум — это единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся через курс занятий «Россия — мои горизонты». Основная пространства цель: в системе формирование единого общего образования профориентационного Российской Федерации, обеспечивающего готовность выпускников общеобразовательных организаций к профессиональному самоопределению. Основные задачи: 10 - развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной работы в общеобразовательных организациях; - обеспечение научно обоснованного содержательного наполнения профориентационной деятельности, с учетом разных возможностей анализа, верификации образовательных организаций; - разработка механизмов мониторинга, профориентационной деятельности; - систематизация профориентационной работы образовательных организаций; - обогащение муниципальных и инструментами школьных и моделей практиками региональных, профессиональной ориентации обучающихся; - разработка вариативного компонента профориентационной работы с обучающимися, с учетом социально-экономических особенностей конкретного региона; - подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях; -обеспечение участвующими в социального партнерства профориентационной между работе: сторонами, образовательными организациями всех видов, компаниями-работодателями, центрами занятости населения, обучающимися и их родителями. В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: Часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения). Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, 11 оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. Часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах). Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся. Привитие им любви к спорту и побуждению к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. 12 Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества), занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований), занятия школьников в объединениях туристко-краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев), диспуты, викторины, праздничные мероприятия, тематические классные часы, поисковые исследования, квесты, профориентационные встречи, акции и др. Часы, отведённые на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего поколения человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основные задачи: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения детей и молодежи, Юнармейских отрядов, волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы. 13 Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями обучающихся, справок из указанных организаций. План внеурочной деятельности 10-11 классов MAOУ «Школа № 22» на 2024 — 2025 учебный год Направление внеурочной деятельности Название рабочей программы 10а 10б 11 Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1. Информационно-просветительские занятия Разговоры о важном патриотической, нравственной и Мой Пермский край экологической направленности 2. Занятия по формированию Функциональная грамотность функциональной грамотности обучающихся 3. Занятия, направленные на удовлетворение Россия-мои горизонты профориентационных интересов и потребностей обучающихся Вариативная часть для обучающихся 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся 2 2 1 Теория и практика написания 1 сочинения Исследовательская деятельность 1 1 Математическая шкатулка 1 1 Химия в вопросах 1 Удивительное рядом 1 5. Часы, отведённые на занятия, Совет школы «Единство» направленные на удовлетворение социальных ЮНАРМИЯ интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности РДДМ социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности 1 ИТОГО к финансированию 10 10 10 1 1 1 1 1 1 1 14