ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2022 № 1095 (далее – ФГОС НОО ОВЗ) Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее – АООП НОО ОВЗ) через организацию урочной и внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности является частью АООП НОО для слабовидящих обучающихся МАОУ «Школа № 22» , разработанной в соответствии с требованиями: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 - «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», (зарегистрирован 21.03.2023 № 72653); - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. №115 - «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (далее – СП 2.4.3648-20); - Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21); - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 - № 09-1672 «Методические рекомендации по организации содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; - Уставом МАОУ «Школа № 22» - Программой воспитания МАОУ «Школа № 22» Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС основного общего образования обучающихся с ОВЗ понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения АООП НОО слабовидящих обучающихся на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов обучающихся в различных видах деятельности. Внеурочная деятельность является процесса МАОУ «Школа № 22», воспитания, образования, частью учебно-воспитательного основанного на единстве коррекции и здоровьесбережения. развития, процесса Внеурочная деятельность отражает специфику целей и задач МАОУ «Школа № 22», обеспечивает развитие учебных предметов в деятельностной форме, служит основой для реализации индивидуальных творческих и познавательных замыслов обучающихся. План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела АООП НОО, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела АООП НОО. Внеурочная деятельность является обязательной частью учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. План внеурочной деятельности МАОУ «Школа № 22» является нормативным документом, определяющим распределение часов внеурочной деятельности, состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности, отводимой на формирование всесторонне развитой личности школьника. Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания МАОУ «Школа № 22» В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может организаций (в предусматриваться том числе в сетевой использование форме), ресурсов включая других организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно- спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. Внеурочная деятельность в МАОУ «Школа № 22» формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, в сумме составляет 10 часов в неделю, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные – на развивающую область с учетом возрастных особенностей потребностей. Всего обучающихся количество часов, и их выделяемых физиологических на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год - не более 350 часов. Программа коррекционной работы разрабатывается МАОУ «Школа № 22» в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. На этапе основного общего образования В МАОУ «Школа № 22» приоритетной стала модель плана внеурочной деятельности с преобладанием учебно-познавательной внеурочной деятельности, деятельности по наибольшее учебным предметам внимание и уделяется организационному обеспечению учебной деятельности. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций в ОО. Цель направлена обучающихся, на достижение обеспечение индивидуальных потребностей планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от форм, используемых преимущественно на урочных занятиях. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач: - обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми учащимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; - установление требований к воспитанию и социализации учащихся на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; - обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; - взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; - выявление и развитие способностей учащихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; - организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; - участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; - включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; - социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; - сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности. Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программой воспитания. Продолжительность занятий внеурочной деятельности в 1-4 классах составляет 40 минут. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Согласно реализуемых в ОУ программ внеурочной деятельности осуществляются такие формы организации занятий как: - клубы по интересам - экскурсии - предметные кружки - секции - студии - заочные путешествия - образовательные путешествия - исследования - мини-проекты и проекты - круглые столы - презентации, выставки творческих работ - соревнования, конкурсы и олимпиады - общественно-полезные практики Внеурочную деятельность осуществляют педагогические работники общеобразовательных организаций, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории работников. В организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники образовательных отношений соответствующей квалификации: заместители директора, педагоги дополнительного образования, учителяпредметники, классные руководители, воспитатели, педагог-психолог, учитель дефектолог, логопеды, педагог-библиотекарь и т.д. Реализация плана образовательного учреждения План внеурочной деятельность АООП НОО обеспечивает соблюдение преемственности программ по содержанию и уровню результатов с планом ВД АООП НОО. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. Коррекционно-развивающие занятия. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется исходя из психофизических особенностей слабовидящих обучающихся на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Остальные часы внеурочной деятельности идут на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей. Инвариантная (обязательная) часть 1 час в неделю, на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок); Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам 1 час в неделю, на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности) Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно- научной, финансовой, направленной на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. 1 час в неделю на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и в непрофессиональной деятельности. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития над профессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: Часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения). Основная обучающихся, цель: интеллектуальное удовлетворение их и особых общекультурное познавательных, развитие культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. Часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах). Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся. Привитие им любви к спорту и побуждению к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества), занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований), занятия школьников в объединениях туристкокраеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев). Часы, отведённые на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, организацию совместно органов с ученического обучающимися самоуправления, комплекса на мероприятий воспитательной направленности Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего поколения человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основные задачи: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и микро коммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни. В начальной школе на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом учебнометодического комплекса Программы развития социальной активности обучающихся введена программа «Орлята России». Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: - Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. - Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. - Формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и эстетический вкус. - Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. - Воспитывать уважение к труду, людям труда. - Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. - Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. - Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. В программе «Орлята России» используются разНООбразные методы и формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учётом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием (мыслительной, двигательной). различных видов деятельности Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями обучающихся, справок из указанных организаций. Планируемые результаты внеурочной деятельности Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов. Планируемые результаты освоения программ внеурочной деятельности соответствуют современным целям основного общего образования, представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося. Требования к личностным результатам освоения обучающимися программ внеурочной деятельности НОО включают осознание российской гражданской идентичности; самостоятельности и готовность личностному обучающихся к саморазвитию, самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Личностные результаты достигаются в единстве учебной, внеурочной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения программ внеурочной деятельности отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовнонравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознание ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Метапредметные результаты включают: - освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов внеурочной деятельности, модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); - способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; - готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают: -способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать: - познавательными универсальными учебными действиями; - коммуникативными универсальными учебными действиями; - регулятивными универсальными учебными действиями. Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает умение использовать базовые логические базовые исследовательские действия, работать с информацией. действия, Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта. Предметные результаты включают: - освоение обучающимися в ходе занятий научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующего курса внеурочной деятельности; предпосылки научного типа мышления; - виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. ● Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников ● Личность самого обучающегося ● Детский коллектив ● Профессиональная позиция педагога ● Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности: ● Листы наблюдений ● Контрольные вопросы ● Анкеты ● Тесты ● Защита проектов ● Результативность участия в конкурсах различной направленности и уровней. ● Активность участия во внеклассных мероприятиях План внеурочной деятельности АООП НОО для слабовидящих обучающихся на 2024-2025 учебный год 3 классы Коррекционно-развивающая область Коррекционно-логопедические занятия Психокоррекционные занятия Коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности Ритмика Направление внеурочной Название рабочей программы деятельности Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1. ИнформационноРазговоры о важном просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности 2. Занятия по формированию Функциональная грамотность функциональной грамотности обучающихся 3. Занятия, направленные на Шаги в профессию удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Вариативная часть для обучающихся 5. Занятия, направленные на Театральные ступеньки удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 6. Часы, отведённые на Орлята России занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности ИТОГО 3е 3ж 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 10