Пояснительная записка Учебный план начального общего образования для детей с задержкой психического развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 22» города Березники Пермского края является составной частью организационного раздела нормативным документом, устанавливающим на основе Закона об образовании распределение содержания образовательной программы по годам обучения, и определяет общие цели образования, перечень учебных предметов, курсов, модулей, предельно допустимые объемы учебной нагрузки. Цель учебного плана МАОУ «Школа № 22» - обеспечение стабильного функционирования внутришкольной системы образования в соответствии с целями и задачами Программы развития школы. Учебный план НОО для детей с задержкой психического развития на 2024-2025 учебный год приведен в соответствие с федеральным учебным планом федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №372, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. В составлении учебного плана школа руководствовалась следующими нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 04.08.2023 г.). 2. Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 286 (ред. От 08.11.2022 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 4. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 № 569 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.0 5 . 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2023 г., №74229. 6. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1022. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115 (ред. от 03.08.2023 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.04.2021 г., регистрационный № 63180); 8. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 N 1598 Об утверждении государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 9. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный № 72558), действующее до 1 марта 2027 г. 10.Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 0 9 . 2020 г . № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18.12. 2020 г., регистрационный № 61573), действующее до 01.01. 2027 г. 11.Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационнометодическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»). 12.Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Школа № 22». 13.Устав МАОУ «Школа № 22». Учебный план школы на 2024-2025 учебный год обеспечивает возможность освоения обучающимися обязательной части образовательной программы начального общего образования, расширяя ее за счет введения части, формируемой участниками образовательного процесса. Учебный план школы направлен на достижение следующих задач: • Повышение доступности, качества и эффективности образования, обеспечение преемственности в реализации образовательных программ; • Обеспечение усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ на основе концепции личностноориентированного обучения, инновационного построения образовательного процесса; • Обеспечение расширенной образовательной подготовки к получению начального образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, выявление способных и одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся. Обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели. Учебный год начинается с 02 сентября 2024 года. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - в целях адаптации к школе и к новым для ребенка режимным моментам предусмотрены «Первоклассные каникулы» в период с 3 сентября по 9 сентября; - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока по 40 минут каждый и один раз в неделю 5 уроков по 40 минут каждый); - в середине дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут. - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - предусмотрены дополнительные каникулы с 15 по 23 февраля 2025 года. Обучение в школе в 1-4 классах осуществляется по пятидневной учебной неделе. Обучение со 2 по 4 класс в учебных корпусах г. Березники, г. Усолье, п. Орел осуществляется в две смены: 1 смена – 2в, 2г, 3а,3г, 4а,4в,4с,4у. 2 смена – 2ж, 3б, 4г, 2с, 3с, 3у. Учебный год в 1-4 классах делится на четверти, по итогам которых в 24 классах выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ по учебным предметам. Учебный план рассчитан в 1 классе на 33 рабочих недели, во 2 – 4 классах 34 рабочих недели. Длительность урока в 2-4 классах составляет 40 мин. Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут. Недельная нагрузка соответствует санитарным нормам: 21 час в 1 классе, 23 часа во 2-4 классах. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает величины недельной образовательной нагрузки, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом. Недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При этом объем максимально допустимой недельной нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся 1 классов – не превышает 4 уроков, и один раз в неделю – не более 5 уроков; - для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры. Объем домашних заданий соответствует нормам СанПиН 1.2.3685-21: в 1-ых классах – не превышая 1 часа; во 2-3 классах – не превышая 1,5 час; в 4 классах – не превышая 2 часов. При разработке учебного плана учитывалось мнение родителей (законных представителей), особенности контингента обучающихся, педагогического кадрового ресурса школы. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, Предметные области представлены следующими учебными предметами: Предметные области Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Учебные предметы Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) Иностранный язык (немецкий) Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики: Основы религиозных культур и светской этики Искусство Основы православной культуры Основы светской этики Музыка Изобразительное искусство Технология Труд (технология) Физическая культура Физическая культура В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: - «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); - «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); - «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); - «Труд (технология)» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). Курс ОБЗР интегрируется в следующие учебные предметы: литературное чтение, окружающий мир, физическая культура, ОРКСЭ. Часть учебного плана НОО, формируемая участниками образовательных отношений в количестве 1 час отводится на изучение предметной области «Финансовая грамотность». Один час в 4-ом классе за счет внеурочной деятельности. В учебном плане 4 класса включена предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей). На основании решении родительского собрания, протокол от 29.02.2024г. подтвержден выбор двух модулей: «Основы светской этики» и «Основы православной культуры». В учебных корпусах г. Усолье, с. Пыскор и п. Орел реализуется модуль «Основы православной культуры». Для остальных обучающихся 4-ых классов в учебных корпусах г. Березники и с. Берёзовка реализуется модуль «Основы светской этики». Уроки по курсу ОРКСЭ безотметочные, но в конце года для оперативного контроля знаний и умений используются тестовые задания разны типов и оцениваются по системе «зачет-незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР 7.1) осваивают стандарт начального общего образования в зависимости от уровня психофизического развития по адаптированным программам. В начальных классах МАОУ «Школа № 22» обучается 37 обучающихся с ОВЗ: 1 классы «а»-2 об., «б»-1 об., «в»-1 об., «г»-1 об., «д»- Итого:11 3 об., «е»-3 об. обучающихся 2 классы «в»-2об., «г»-2 об., «ж»-1об., «с»-1 об. 3 классы «а» -1об., «б» -1об., «г» -1об., «с»- 2 об., «у» Итого: 6 - 1 об. обучающихся 4 классы «а»-1об., «в»-2 об., «с» - 4 об., «у» - 7 об. Итого: 6 обучающихся Итого: 14 обучающихся Для них разрабатывается учебный план в соответствии с федеральными нормативными актами, равноценный по объему нагрузки, составу и структуре обязательных учебных предметов по годам обучения. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов (пункт 3.4.16 Санитарно – эпидемиологических требований). Формы промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, предусмотренных образовательной программой. Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных образовательных программ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению. Промежуточная аттестация проводится в 2-4 классах в конце учебного года без прекращения образовательного процесса в соответствии с «Положением о системе оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы, формах и порядке проведения текущей и промежуточной аттестации». Промежуточная аттестация проводится в 1 раз в год в конце учебного года. Промежуточная аттестация обучающихся общеобразовательных классов в 2024-2025 учебном году. Предметная область Учебный предмет 1 классы 2 классы 3 классы 4 классы а,б,в,г,д,е в,г,ж,с а,б,г,с,у а, в, с, у Всего Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык Английский язык - 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Обществознание Окружающий и мир естествознание (окружающий мир) 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - - 1 1 Искусство Изобразительн ое искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 21 23 23 23 90 ИТОГО: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Финансовая грамотность 1 1 1 1 4 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего часов 693 782 782 782 3039 Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами 21 23 23 23 90 Коррекционно-развивающая область Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) Коррекционно-развивающие занятия (психокоррекционные) Коррекция и развитие учебнопознавательной деятельности 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 2 2 2 2 8 Ритмика с элементами корригирующей гимнастики для глаз 1 1 1 1 4 ИТОГО 5 5 5 5 20