Учебный план 5.1

Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант
5.1) МАОУ «Школа № 22» является нормативным документом, определяющим
структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, реализует обязательную
и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план соответствует законодательству Российской Федерации в области
образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ и выполняет гигиенические требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами
и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. В учебном плане определён
перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной
деятельности, объём учебного времени, максимальный объём учебной нагрузки
обучающихся на уровне начального общего образования.
Учебный план НОО для детей с ТНР (вариант 5.1) на 2024-2025 учебный год
приведен в соответствие с федеральным учебным планом федеральной
образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №372, обеспечивающей достижение
обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ,
установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
В составлении учебного плана школа руководствовалась следующими
нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями 04.08.2023 г.).
2. Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №
286 (ред. От 08.11.2022 г.) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
4. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 № 569 О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 286.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05 . 2023 г.
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 12 июля 2023 г., №74229.
6. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 года № 1022. Федеральная адаптированная образовательная программа
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115 (ред. от

03.08.2023 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 20.04.2021 г., регистрационный № 63180);
8. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 N 1598 Об утверждении
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29
января 2021 г., регистрационный № 62296), с изменениями, внесенными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный № 72558),
действующее до 1 марта 2027 г.
10.Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» утвержденные постановлением главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 0 9 . 2020
г . № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
18.12. 2020 г., регистрационный № 61573), действующее до 01.01. 2027 г.
11.Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим
письмом о введении федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования»).
12. Адаптированная образовательная программа начального общего образования
МАОУ «Школа № 22».
13.Устав МАОУ «Школа № 22».
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования
обучающихся с ТНР:
формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
профилактика и коррекция речеязыковых расстройств;
формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.
Обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели.

Учебный год начинается с 02 сентября 2024 года.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
- в целях адаптации к школе и к новым для ребенка режимным моментам
предусмотрены «Первоклассные каникулы» в период с 3 сентября по 9 сентября;
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4
урока по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока по 40 минут каждый и один
раз в неделю 5 уроков по 40 минут каждый);
- в середине дня организуется динамическая пауза продолжительностью не
менее 40 минут.
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий;
- предусмотрены дополнительные каникулы с 15 по 23 февраля 2025 года.
Обучение в школе в 1-4 классах осуществляется по пятидневной учебной
неделе. Обучение со 2 по 4 класс в учебных корпусах г. Березники, г. Усолье, п.
Орел осуществляется в две смены:
1 смена – 2г,2е,3г,4б;
2 смена – 4г,3с, 3у.
Учебный год в 1-4 классах делится на четверти, по итогам которых в 2-4
классах выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ по
учебным предметам.
Учебный план рассчитан в 1 классе на 33 рабочих недели, во 2 – 4 классах 34
рабочих недели.
Длительность урока в 2-4 классах составляет 40 мин. Продолжительность
перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут.
Недельная нагрузка соответствует санитарным нормам: 21 час в 1 классе, 23
часа во 2-4 классах.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений, не превышает величины
недельной
образовательной
нагрузки,
предусмотренной
Федеральным
государственным образовательным стандартом.
Недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При
этом объем максимально допустимой недельной нагрузки в течение дня
составляет:
- для обучающихся 1 классов – не превышает 4 уроков, и один раз в неделю –
не более 5 уроков;
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6
уроков за счет урока физической культуры.
Объем домашних заданий соответствует нормам СанПиН 1.2.3685-21:
в 1-ых классах – не превышая 1 часа;
во 2-3 классах – не превышая 1,5 час;
в 4 классах – не превышая 2 часов.

При разработке учебного плана учитывалось мнение родителей (законных
представителей), особенности контингента обучающихся, педагогического
кадрового ресурса школы.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования, Предметные области представлены
следующими учебными предметами:
Предметные области
Русский язык и литературное чтение
Иностранный язык

Математика и информатика
Обществознание и естествознание

Основы религиозных культур и
светской этики

Искусство
Технология
Физическая культура

Учебные предметы
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский)
Иностранный язык
(немецкий)
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных культур
и светской этики:
Основы православной
культуры
Основы светской этики
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура

В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с
пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на
родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных
языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях
отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение
на родном (русском) языке».
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных
предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в
программы следующих учебных предметов:
- «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает
развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных
источников информации, в том числе сети Интернет);
- «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий);

- «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager
и PowerPoint, виртуальные путешествия);
- «Труд (технология)» – модуль «Информационно-коммуникативные
технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов,
связанных с использованием информационных технологий).
Учебные предметы обязательной части учебного плана
Учебный предмет «Русский язык» направлен на приобщение обучающихся к
духовно- нравственным ценностям русского языка и отечественной культуре. В
процессе изучения предмета идёт развитие коммуникативно-речевых умений
(писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и
интеллектуальных способностей учащихся. Формируются первоначальные знания о
лексике, фонетике, морфологии, морфемике, пунктуации.
В 1 классе обучение русскому языку начинается интегрированным курсом
«Обучение грамоте», который содержит разделы «Обучение чтению», «Обучение
письму». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 часов в
неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными
особенностями и спецификой используемых учебных средств. После завершения
интегрированного курса начинается раздельное изучение русского языка и
литературного чтения. Предмет изучается в 1-4 классах по 4 часа в неделю.
Учебный предмет «Литературное чтение» наряду с русским языком
формирует функциональную грамотность, развивает диалогическую и
монологическую речь, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Языком образования в МАОУ «Школа № 22» является русский язык
Учебный предмет «Иностранный язык» помогает сформировать у младших
школьников не только элементарные коммуникативные умения и лингвистические
представления, но и всесторонне развивать личность ребенка средствами
иностранного языка. На его изучение выделяется 1 час в неделю со второго по
четвертый класс. Допускается деление классов на группы. Учебный предмет
«Математика». Содержание обучения математике в начальной школе направлено
на формирование у обучающихся математической речи, логического и
алгоритмического и
эвристического мышления, которые обеспечат успешное
овладение математикой в основной школе. На данный предмет отведено 4 часа в
неделю с 1 по 4 класс.
Информационно-коммуникационные умения и навыки на уровне начального
образования (поиск, анализ, обработка, переработка информации, презентация
информации, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной
грамотности) реализуются через все предметы учебного плана.
Учебный предмет «Окружающий мир» несет в себе большой развивающий
потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их
познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и
саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках учебного предмета

«Окружающий мир», имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с
практической жизнью младшего школьника. Недельная нагрузка – 2 часа Особое
внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового
образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е.
основам безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Музыка» направлен на развитие эмоциональноценностного восприятия произведений музыкального искусства и включает в себя
все виды музыкально- творческой деятельности, связанные с единством
деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Данный предмет изучается по
1 часу в неделю в 1-4 классах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» направлен на реализацию
приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству
как духовному опыту поколений, овладение способами художественной
деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей
ребенка. На изучение данного предмета отведен 1 час в неделю в 1 – 4 классах.
Ключевое нововведение учебного предмета «Труд (технология)» — это
возможность для обучающихся познакомиться с разными профессиями. Большой
акцент сделан на раннюю профориентацию и трудовое воспитание учеников. В
каждый модуль учебного предмета включена тема «Мир профессий». Также
сократили количество часов на изучение теории, добавили задачи на воспитание
готовности участия в трудовых делах. Данный учебный предмет изучается по 2 часу
в неделю в 1 - 4 классах.
Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у младших
школьников потребность в бережном отношении к своему здоровью, в творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа
жизни, качественном овладении жизненно важными двигательными навыками и
умениями. На учебный предмет «Физическая культура» отводится в 1 – 4 классах 2
часа в неделю. 3час реализуется за счет внеурочной деятельности и (или) за счет
посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов,
включая использование учебных модулей по видам спорта.
Курс ОБЗР интегрируется в следующие учебные предметы: литературное
чтение, окружающий мир, физическая культура, ОРКСЭ.
Часть учебного плана НОО, формируемая участниками образовательных
отношений в количестве 1 час отводится на изучение предметной области
«Финансовая грамотность». Один час в 4-ом классе за счет внеурочной
деятельности.
В учебном плане 4 класса включена предметная область «Основы религиозных
культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках
курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями)
обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и
письменными заявлениями родителей (законных представителей). На основании
решении родительского собрания, протокол от 29.02.2024г. подтвержден выбор двух

модулей: «Основы светской этики» и «Основы православной культуры». В учебных
корпусах г. Усолье, с. Пыскор и п. Орел реализуется модуль «Основы православной
культуры». Для остальных обучающихся 4-ых классов в учебных корпусах г.
Березники и с. Берёзовка реализуется модуль «Основы светской этики». Уроки по
курсу ОРКСЭ безотметочные, но в конце года для оперативного контроля знаний и
умений используются тестовые задания разны типов и оцениваются по системе
«зачет-незачет».
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР 5.1) осваивают
стандарт начального общего образования в зависимости от уровня
психофизического развития по адаптированным программам. Для них
разрабатывается учебный план в соответствии с федеральными нормативными
актами, равноценный по объему нагрузки, составу и структуре обязательных
учебных предметов по годам обучения. Коррекционная работа осуществляется во
внеурочное время в объеме не менее 5 часов (пункт 3.4.16 Санитарно –
эпидемиологических требований).
Формы промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация – это
установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов,
дисциплин, предусмотренных образовательной программой. Основной задачей
промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников
требованиям государственных образовательных программ, глубины и прочности
полученных знаний, их практическому применению. Промежуточная аттестация
проводится в 2-4 классах в конце учебного года без прекращения образовательного
процесса в соответствии с «Положением о системе оценки достижения
обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения адаптированной
основной образовательной программы, формах и порядке проведения текущей и
промежуточной аттестации». Промежуточная аттестация проводится в 1 раз в год в
конце учебного года, представлена в таблице:
2

Русский язык
Литературное чтение

Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
«Труд (технология)»
Физическая культура
Иностранный язык (англ.)
Русский язык
Литературное чтение

Контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
Контрольная работа
Контрольный тест
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
Контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления

Математика
Окружающий мир

Контрольная работа
Контрольный тест

Музыка
Изобразительное искусство
«Труд (технология)»
Физическая культура
Иностранный язык (англ.),
(нем.)
Русский язык

Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления

3

4

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Всероссийская проверочная работа (в случае
отмены – форма заменяется на контрольную
работу)
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
Всероссийская проверочная работа (в случае
отмены – форма заменяется на контрольную
работу)
Всероссийская проверочная работа (в случае
отмены – форма заменяется на контрольную
работу)

Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура

Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления

Иностранный язык (англ.)
Иностранный язык (нем.)
Основы религиозныхкультур Тестовые задания разных типов по системе
и светской этики
зачет-незачет»

Учебный план
обучающихся ТНР (вариант 5.1)
Предметная
Учебный
область
предмет
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное
Литературное
чтение
чтение
Иностранный
Английский
язык
язык
Математика и
Математика
информатика
Обществознание Окружающий
и
мир
естествознание
(окружающий
мир)

1о класс

2 е,г
классы

3 г,с,у
классы

4 б,г
классы

Всего

5
4

5
4

5
4

5
4

20
16

-

2

2

2

6

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

Основы
религиозных
культур и
светской этики

Основы
религиозных
культур и
светской
этики
Изобразитель
ное искусство
Музыка
Труд
(технология)
Физическая
культура

-

-

-

1

1

1

1

1

1

4

1
1

1
1

1
1

1
1

4
4

2

2

2

2

8

ИТОГО:
20
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Финансовая грамотность
1
1
1
Всего часов в неделю
21
23
23

23

90

23

3
90

Учебные недели

33

34

34

34

135

Всего часов

693

782

782

782

3039

Максимально допустимая
недельная нагрузка,
предусмотренная действующими
санитарными правилами и
гигиеническими нормативами
Коррекционные занятия

21

23

23

23

90

Коррекционно-развивающая
логопедия
Психокоррекционные занятия

2

2

2

2

8

1

1

1

1

4

Коррекция и развитие учебнопознавательной деятельности
Итого

2

2

2

2

8

5

5

5

5

25

Искусство

Технология
Физическая
культура


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».