ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1) (далее– учебный план) является нормативным документом,
определяющим структуру и содержание учебно-воспитательного процесса,
реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного
количества часов в каждом классе.
Учебный план МАОУ «Школа №22» ООП НОО обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1) соответствует законодательству Российской Федерации в
области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС НОО и ФОП НОО обучающихся с ОВЗ, выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые
предусмотрены
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
Учебный план в АОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений
при разработке содержания образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного
из основных механизмов его реализации.
Вучебномпланепредставленысемьпредметныхобластейикоррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с
учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся
с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного
плана с целью коррекции недостатков психофизического развития
обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы
во
всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время,
отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей
современного образования обучающихся с ЗПР:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне
основного общего образования;
- формирование
основ нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное
развитие обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении
образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому
предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии).
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен
учебный предмет "Иностранный язык", в результате изучения которого у
обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о
роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и
поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт
использования иностранного языка как средства межкультурного общения,
как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают
личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного
предмета "Иностранный язык" начинается со2-го класса. На его изучение
отводится 2 час в неделю.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Выбор
направлений
внеурочной
деятельности
определяется
образовательной организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной
деятельности. Коррекционно-развивающие курсы могут проводиться в
индивидуальной и групповой форме. Выбор коррекционно-развивающих
курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение, содержание осуществляется образовательной организацией
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Часы коррекционноразвивающей области представлены групповыми и индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков
психофизическогоразвития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а
также групповыми занятиями по корригирующей гимнастики, направленными
на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся,
развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на
одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение
учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные
занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной
частью коррекционно-развивающей области АОП ООО для обучающихся с
ЗПР. Курс обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на
преодоление и/или ослабление нарушений/недостатков речевого развития у
обучающихся, получающих образование в соответствии с АОП ООО для
обучающихся с ЗПР.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на
формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и
совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического
запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление
нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю
собственной речи.
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» – коррекция и
преодоление или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и
письменной речи обучающихся сЗПР, развитие и совершенствование
коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю
собственной речи.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)»
является обязательной частью коррекционно-развивающей области АОП ООО
для обучающихся с ЗПР. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности
посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагогапсихолога и обеспечивается системой психолого- педагогического
сопровождения обучающихся, получающих образование в соответствии сАОП
ООО.
Коррекционный
курс
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)» направлен на развитие личности обучающегося с ЗПР, его
коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его
взаимоотношений с социумом.
Цель
коррекционного
курса
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)» – развитие и коррекция познавательной, личностной,
эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося,
направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП НОО определяет образовательная организация. АООП НОО
обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько учебных
планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу
особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их
родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в
рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования). Обязательные
предметные области и учебные предметы соответствуют положениям
федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область
федерального учебного плана включаются коррекционно-развивающие
занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на
одного обучающегося с ЗПР (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических
требований).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5
дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся сЗПР.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов–34
недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135
учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в
течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим
в 1-м классе: в сентябре–октябре уроки длятся по 35 минут, в ноябре–мае – по
40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
•
для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в
неделю –пять уроков;
•
2–4-х классов–не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных
предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН
1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МАОУ «Школа
№ 22»выделено:
в 1-х классах–21 час в неделю;
•
2–4-х классах–23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039
часов.
•
УЧЕБНЫЙ ПЛАН АОП НОО ЗПР (вариант 7.1) на 2025-2026уч.г.
предметные
области
Русскийязыки
литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознаниеи
естествознание
(Окружающиймир)
Основырелигиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическаякультура
учебные
предметы
1 классы
Б,В,Д
количество
часовв
неделю
3 классы
В,Г,Ж
2 классы
А,Б,В,Г,Д,Е
зауч.год
(33учебные
недели)
количество
часовв
неделю
зауч.год
(34учебные
недели)
4 классы
А,Б,Г
количество
часовв
неделю
зауч.год
(34учебные
недели)
количество
часовв
неделю
зауч.год
(34учебные
недели)
5
170
5
170
Русский язык
Литературное
чтение
Английский язык
5
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
165
5
170
4
132
4
136
4
136
4
136
-
-
2
68
2
68
2
68
Математика
4
132
4
136
4
136
4
136
Окружающий мир
2
66
2
68
2
68
2
68
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд(технология)
-
-
-
-
-
-
1
34
Физическая
культура
Итого
1
33
1
34
1
34
1
34
1
33
1
34
1
34
1
34
1
33
1
34
1
34
1
34
2
66
2
68
2
68
2
68
23
782
-
-
23
23
782
782
20
660
22
748
22
748
ЧАСТЬ,ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Математика вокруг нас
Количествочасовпоучебномуплану
Аудиторнаянагрузкапри5-дневной
1
33
1
34
1
34
21
21
693
693
23
23
782
782
23
23
782
782
1
классы
2 классы
3 классы
4 классы
предметные
области
учебные
предметы
количес
тво
часов в
неделю
за уч.год
(33учебные
недели)
количество
часов в
неделю
за уч.год
(34учебные
недели)
количество
часов в
неделю
за уч.год
(34учебные
недели)
количество
часов в
неделю
за уч.год
(34учебные
недели)
неделе
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Направления
развития
личности
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Занятия,
направленныена
удовлетворение
профессиональных
интересов и
потребностей
обучающихся
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся
Внеурочный курс
Разговоры о
важном
1
33
1
34
1
34
1
34
1
33
1
34
1
34
1
34
1
33
1
34
1
34
1
34
1
33
1
34
1
34
1
34
Мир профессий
Функциональная
грамотность
Занятия по
Орлята России
формированию
гражданской
ответственности и
чувства патриотизма
Занятия по
Разговоры о
формированию
правильном питании
умения вести диалог,
выражать свои
мысли о крае
Развитие
Психокоррекционны
эмоциональной
е занятия
регуляции, внимания,
памяти, мышления,
коммуникативных
навыков и социальной
адаптации
Диагностика,
Логопедические
профилактика и
занятия
коррекция речевых
нарушений у детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
Занятия по
Корригирующая
улучшению внимания, гимнастика
памяти, речевых и
когнитивных навыков
через специально
подобранные
упражнения
Преодоление
Коррекционные
трудностей в
часы
овладении базовыми
академическими
навыками по русскому
языку и математике
ИТОГО
1
33
1
34
1
34
1
34
1
33
1
34
1
34
1
34
1
33
1
34
1
34
1
34
1
33
1
34
1
34
1
34
2
33
2
34
2
34
2
34
10
330
10
340
10
340
10
340