Учебный план АОП НОО для слабовидящих обучающихся (4.1)_2025-2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования обучающихся для
слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) (далее– учебный план) является
нормативным документом, определяющим структуру и содержание учебновоспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в
рамках недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план МАОУ «Школа №22» ООП НОО обучающихся для
слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) соответствует законодательству
Российской Федерации в области образования, обеспечивает введение в
действие и реализацию требований ФГОС НОО и ФОП НОО обучающихся с
ОВЗ, выполнение гигиенических требований к режиму образовательного
процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план в АОП НОО для обучающихся для слабовидящих
обучающихся (вариант 4.1) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение
по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки
принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к
его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в
качестве одного из основных механизмов его реализации.
В учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное
восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей для слабовидящих обучающихся. Коррекционно-развивающая
область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы
во
всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время,

отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей
современного образования обучающихся для слабовидящих обучающихся :
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне
основного общего образования;
- формирование
основ нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное
развитие обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении
образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому
предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии).
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен
учебный предмет "Иностранный язык", в результате изучения у слабовидящих
обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и
значимости иностранного языка в жизни современного человека и
поликультурного мира. Слабовидящие обучающиеся приобретут начальный
опыт использования иностранного языка как средства межкультурного
общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов,
осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение
учебного предмета "Иностранный язык" начинается со 2-го класса. На его
изучение отводится 2 час в неделю.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное).Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Выбор
направлений
внеурочной
деятельности
определяется
образовательной организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной

деятельности. Коррекционно-развивающие курсы могут проводиться в
индивидуальной и групповой форме. Выбор коррекционно-развивающих
курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение, содержание осуществляется образовательной организацией
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей для слабовидящих
обучающихся на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
групповыми
и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими
и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков
психофизическогоразвития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а
также групповыми занятиями по корригирующей гимнастики, направленными
на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся,
развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на
одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение
учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные
занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной
частью коррекционно-развивающей области АОП НОО для слабовидящих
обучающихся. Курс обеспечивается логопедическим сопровождением и
направлен на преодоление и/или ослабление нарушений/недостатков речевого
развития у обучающихся, получающих образование в соответствии с АОП
ООО для слабовидящих обучающихся.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на
формирование речевой компетенции для слабовидящих обучающихся,
развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение
лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или
ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к
самоконтролю собственной речи.
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» – коррекция и
преодоление или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и
письменной речи для слабовидящих обучающихся, развитие и
совершенствование
коммуникативных
компетенций,
формирование
мотивации к самоконтролю собственной речи.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)»
является обязательной частью коррекционно-развивающей области АОП НОО
для слабовидящих обучающихся. Курс реализуется в рамках внеурочной
деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых
занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психологопедагогического сопровождения обучающихся, получающих образование в

соответствии с АОП НОО.
Коррекционный
курс
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)» направлен на развитие личности для слабовидящих
обучающихся, их коммуникативных и социальных компетенций,
гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
Цель
коррекционного
курса
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)» – развитие и коррекция познавательной, личностной,
эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося,
направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП НОО определяет образовательная организация. АООП НОО для
слабовидящих обучающихся может включать как один, так и несколько
учебных планов. Для развития потенциала для слабовидящих обучающихся,
которые в силу особенностей психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с
участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования). Обязательные
предметные области и учебные предметы соответствуют положениям
федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область
федерального учебного плана включаются коррекционно-развивающие
занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на
одного
слабовидящего
обучающегося
(пункт
3.4.16.
Санитарноэпидемиологических требований).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5
дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья для слабовидящих обучающихся. Продолжительность
учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов
составляет 33 недели, для 2–4-х классов–34 недели. Соответственно, весь
период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в
течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим
в 1-м классе: в сентябре–октябре уроки длятся по 35 минут, в ноябре–мае – по
40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
•
для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в
неделю –пять уроков;

2–4-х классов–не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных
предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН
1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МАОУ «Школа
№ 22»выделено:
•

в 1-х классах–21 час в неделю;
•
2–4-х классах–23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039
часов.
•

УЧЕБНЫЙ ПЛАН АОП НОО ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ОБУЧАЮЩИХСЯ (вариант 4.1) на 2025-2026уч.г.
предметные
области

Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая культура

учебные
предметы

4 классы
Е
количество
часовв
неделю

зауч.год
(34учебные
недели)

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Русский язык
5
Литературное
4
чтение
Английский язык
2

170
136
68

Математика

4

136

Окружающий мир

2

68

1

34

1

34

1

34

1

34

2

68

Основы
религиозных
культур и
светской этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд(технология)
Физическая
культура
(адаптированная)

Итого

23
ЧАСТЬ,ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Математика вокруг нас

782

Количество часов по учебному плану
Аудиторная нагрузка при 5-дневной

782
782

23
23

-

предметные
области

4 классы
Е

учебные предметы

количество
часов в
неделю

за уч.год
(34учебные
недели)

неделе

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Направления
развития
личности
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Занятия,
направленные на
удовлетворение
профессиональных
интересов и
потребностей
обучающихся
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся

Внеурочный курс

Разговоры о важном
1

34

1

34

1

34

1

34

1

34

1

34

1

34

Мир профессий

Функциональная
грамотность

Занятия по
Орлята России
формированию
гражданской
ответственности и
чувства
патриотизма
Занятия по
Разговоры о правильном
формированию
питании
умения вести диалог,
выражать свои
мысли
Развитие
Психокоррекционные
эмоциональной
занятия
регуляции, внимания,
памяти, мышления,
коммуникативных
навыков и
социальной
адаптации
Диагностика,
Логопедические занятия
профилактика и
коррекция речевых
нарушений у детей с
ограниченными
возможностями
здоровья

Занятия по
Корригирующая
улучшению внимания, гимнастика
памяти, речевых и
когнитивных
навыков через
специально
подобранные
упражнения
Преодоление
Коррекционные часы
трудностей в
овладении базовыми
академическими
навыками по
русскому языку и
математике

ИТОГО

1

34

2

34

10

340


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».